Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

За незаконное привлечение к административной ответственности граждане вправе требовать компенсации морального вреда

Верховный Суд РФ в решении рассмотрел вопрос о компенсации морального вреда в связи с незаконным привлечением к административной ответственности.

Примечательно, что нижестоящие судебные инстанции отказывали в компенсации, мотивируя тем, что прекращение административного производства не влечет причинения морального вреда лицу, в отношении которого был составлен только протокол.

Однако Верховный Суд РФ не согласился с их мнением и указал, что ст. 53 Конституции РФ предусматривает возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или должностными лицами. Такой вред возмещается согласно ст. 1069 Гражданского кодекса РФ из федерального бюджета, субъекта РФ или бюджета муниципального образования.

Для разрешения требований гражданина о компенсации ему морального вреда, причиненного незаконным привлечением к административной ответственности, необходимо установить сам факт незаконности акта привлечения и нравственных страданий.

При этом, не учтено, суды признали неправомерность привлечения водителя к административной ответственности и дело прекращено в связи с отсутствием события нарушения. Также не учтено, что моральный вред может заключаться в испытываемом унижении, ином дискомфортном состоянии.

В связи с этим дело отправлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Верховный суд РФ напомнил, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

Штраф

Штраф, в качестве меры уголовного наказания, в соответствии с требованиями ст.46 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливается в размере от 5 тысяч до 5 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 недель до 5 лет либо исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов.

Наказание в виде штрафа является наиболее мягким видом наказания и назначается судом с учетом реальной возможности его исполнения, тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода.

В соответствии со ст. 31 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) осужденный к штрафу без рассрочки выплаты обязан уплатить штраф в течение 60 дней со дня вступления приговора суда в законную силу. В случае отсутствия единовременной возможности уплатить штраф, суд по ходатайству осужденного может рассрочить уплату штрафа на срок до пяти лет.

Осужденный к штрафу с рассрочкой выплаты обязан: в течение 60 дней со дня вступления приговора или решения суда в законную силу уплатить первую часть штрафа. Оставшиеся части штрафа осужденный обязан уплачивать ежемесячно не позднее последнего дня каждого последующего месяца.

Осужденный, не уплативший штраф либо часть штрафа в установленные законом сроки, признается злостно уклоняющимся от уплаты штрафа (ч. 1 ст. 32 УИК РФ).

В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, судебный пристав - исполнитель не ранее 10, но не позднее 30 дней со дня истечения предельного срока уплаты, направляет в суд, вынесший приговор, представление для рассмотрения вопроса о замене штрафа другим видом наказания в соответствии с санкцией статьи уголовного закона, по которой назначено наказание.

О воде

В соответствии со ст. 11 Водного кодекса РФ право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:

забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов;

использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено водным законодательством;

производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено действующим законодательством, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) сброса сточных вод;

3) строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;

4) создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;

5) строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных Водным кодексом РФ;

8) подъема затонувших судов;

9) сплава древесины;

10) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель;

11) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

Водопользование осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, без предоставления водных объектов в следующих случаях:

1) использование водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, за исключением случаев, предусмотренных Водным кодексом РФ;

2) использование водных объектов для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства);

3) в других случаях, предусмотренных Водным кодексом РФ и иными федеральными законами.

Статья 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Частью 2 статьи 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Расширен перечень причин инвалидности, которые устанавливаются в случае признания гражданина инвалидом

В соответствии с ч.4 ст.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 утверждены Правила признания лица инвалидом.

Постановлением Правительства РФ от 10.08.2016 N 772 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95" расширен перечень причин инвалидности, которые устанавливаются в случае признания гражданина инвалидом.

В перечень включено, в частности, заболевание (ранение, контузия, увечье), полученное лицом, обслуживавшим действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения в этих государствах боевых действий.

Кроме того, предусмотрено, что гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право пригласить любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса.

Акт медико-социальной экспертизы гражданина, протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина, индивидуальная программа реабилитации или абилитации гражданина формируются в дело медико-социальной экспертизы гражданина. Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право на ознакомление с актом медико-социальной экспертизы гражданина и протоколом проведения медико-социальной экспертизы гражданина.

При необходимости внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации в связи с изменением персональных, антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), необходимостью уточнения характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных или абилитационных мероприятий, а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) инвалиду по его заявлению либо по заявлению его законного или уполномоченного представителя взамен ранее выданной составляется новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации без проведения дополнительного освидетельствования инвалида.